Как научить ребенка правильно чистить зубы?
Родители знают, что очень сложно приучить ребенка чистить зубы.
Еще сложнее научить его делать это правильно. Не стоит мучить малыша ежедневными тирадами: «Ты почистил зубы? Ты хорошо почистил зубы?»! А лучше проведите урок рисования, который подробно и доступно объясняет секреты правильной чистки зубов. Хорошее настроение и закрепление материала гарантировано! О таком уроке нам рассказывает автор методики, врач-стоматолог, к. м. н, президент Профессионального общества гигиенистов стоматологических Светлана Сергеевна Шевченко.
Игровая методика закрепляет у ребенка навык эффективной чистки зубов
Общаясь с родителями и их детьми на протяжении многих лет, мы заметили, что родителям необходима помощь, чтобы научить детей правильно чистить зубы. Многие забывают, что в процессе роста ребенка каждый навык, который он приобретает, приходит к нему через игру. Примерно до 10 лет внешний мир воспринимается ребенком через игру. И поэтому процесс обучения гигиене полости рта мы должны превратить в понятный, интересный и, самое главное, эффективный для ребенка.
Поэтому мы разработали такую методику, которая помогает наладить контакт родителя с ребенком и объяснить понятным для ребенка языком, как происходит эффективное очищение зубов. Для этого нам понадобятся лист бумаги, акварельные краски, вода. Если есть возможность, возьмите модель зубов и обычную зубную щетку вашего ребенка. Это инструмент, которым он пользуется каждый день и который для него привычен. Мы помним о том, что зубная щетка меняется раз в три месяца.
Краски, бумага и зубная щетка – помощники на уроке стоматологической гигиены
Поэтому вы заранее должны приготовить новую зубную щетку, которую после завершения обучения вы сможете ему передать. Важно обратить внимание ребенка, что зубы верхней и нижней челюстей необходимо очищать разными движениями. Будем ребенку объяснять, что зубы на нижней челюсти должны очищаться снизу вверх. Это очень похоже на изображение травы, когда мы ее рисуем – снизу вверх.
Если ребенок спешит и проводит всего лишь одно движение, то на бумаге видно, что не происходит полного очищения. Поэтому мы комментируем для ребенка: на одном месте каждый зубик должен очищаться 5-10 раз. И тогда ребенок наглядно видит, что в течение этих 5-10 раз происходит полное закрашивание, то есть полное очищение во рту от зубного налета. Так же можно обратить внимание на то, что на акварельной бумаге у нас образуются катышки бумаги. Можно это так комментировать ребенку: если по несколько раз делаешь движение по зубам, то налет скатывается, и тебе легче потом его выполоскать водой.
Как правильно чистить верхние зубы?
Далее обращаем внимание, что зубы на верхней челюсти мы всегда должны чистить сверху вниз – от красного к белому, тоже вертикальными очищающими движениями. Чтобы нам это было наглядно понятно и видно, просим ребенка изображать небо, облака – опять же, сверху вниз. И обращаем внимание, повторяем, что на одном месте необходимо сделать несколько движений – 5 или 10, тогда очищение во рту будет эффективным, а на бумаге мы видим, что происходит полное закрашивание неба. Ребенок во время такого обучения очень увлекается желанием закрасить правильно участок неба, и тем самым незаметно для него его рука привыкает делать необходимые движения, которые потом он будет повторять в полости рта.
Как правильно чистить жевательную поверхность?
Нужно напомнить, что жевательная поверхность зубов имеет разные углубления, в которых с легкостью скапливаются остатки пищи. И для того чтобы правильно очистить эти поверхности, научим его делать круговые движения, взяв желтую краску и попросив изобразить на рисунке солнце, сделав 5-10 круговых движений. В дальнейшем мы будем говорить о таких движениях как «движение солнышко».
Сколько пасты нужно использовать во время чистки зубов?
Важно обратить внимание ребенка, что при чистке зубов он будет использовать щетку и пасту. А какого количества пасты будет достаточно для того, чтобы провести чистку? Мы попросим его выдавить горошину на наш рисунок. Во-первых, наглядно видно количество зубной пасты. Ну и попросите, чтобы игра имела впечатляющий момент, нарисовать пальцем облако из ароматной вкусной зубной пасты.
Закрепление навыка правильной чистки зубов у малыша
После того как вы завершили рисунок, обязательно в методике нужно соблюсти этап педагогики – закрепление полученных знаний. То есть нужно повторить в полости рта. Для этого выбираем соответственно возрасту ребенка по величине зубную щетку. Заранее подготовьтесь и купите в аптеке щетку, которая соответствует возрасту вашего ребенка. Открыв новую зубную щетку, попросите его выдавить горошину зубной пасты на щетку и в ванной комнате перед зеркалом повторить движения на нижней челюсти снизу вверх, имитируя рисунок травы, который вы с ним недавно изображали.
Напоминайте ему о том, что нужно сделать 5-10 движений на нижней челюсти. Обратите внимание, что с внутренней стороны он должен повторить движения зеленой травы. Ребенку тогда понятно, какие правильные движения вы хотите от него увидеть. Напоминайте ему о том, что на верхней челюсти обязательно нужно щеткой достать боковые зубы и делать движения, похожие на рисунок неба – сверху вниз делая по 5 или 10 движений на одном месте. Повторите это с внутренней стороны, повторяя, что движения должны быть вертикальные сверху вниз, как будто мы рисуем небо не верхней челюсти.
Затем объясните ему, что на боковых зубах есть жевательная поверхность, и только движением «солнышко» можно тщательно вычистить все остатки пищи и зубного налета на этих зубах. Ваш ребенок с удовольствием и с пониманием будет проводить эти движения и вспоминать тот яркий рисунок, который вы с ним вместе оформляли, проходя обучение.
Обязательно научите его правильно полоскать рот, сполоснув пасту. Напомните ему, что в полости рта язык необходимо тоже очистить зубной щеткой и сделать несколько очищающих движений, удалив и остатки пасты, и возможные остатки еды. Прополоскав тщательно рот от зубной пасты с ощущением свежести дыхания ребенок наверняка улыбнется и поблагодарит вас за такое интересное обучение.
Подробнее...